Коллекция музея-заповедника «Царское Село» впервые пополнилась пейзажами Георгия Лукомского

Коллекция музея-заповедника «Царское Село» впервые пополнилась двумя  работами Георгия Лукомского, который в 1917–1918 годах возглавлял Художественно-историческую комиссию в Царском Селе. Оба предмета музей приобрел в частной коллекции во Франции. Пастель «College Hill» куплена на средства фонда «Санкт-Петербургская коллекция», организованного британским ювелиром Тео Фаберже – внуком знаменитого Карла Фаберже.

На одной из работ изображена Вилла Годи Порто в Лонедо (Венеция. 1920–1925. Бумага верже, цветной карандаш. 30,0 х 23,3). Под изображением справа подпись: G. Loukomski 1938; слева – Lonedo. / Villa Godi Porto. На второй – церковь Святого Михаила Патерностер Ройял, College Hill в Лондоне (Лондон, 1938 г. Бумага; пастель. 61,0 х 46,0). Под изображением справа подпись: G. Loukomski 1938; слева – College Hill.
– Для нас интересно все, что связано с личностью и творчеством Георгия Лукомского. Он выполнил сложнейшую задачу по превращению дворцов бывшей императорской резиденции в Царском Селе в музеи. Под его руководством составлялись новые описи, которые по сути стали первыми музейными инвентарными книгами и каталогами.  Он распорядился сделать подробную фотофиксацию дворцовых интерьеров и предметов. Эти автохромы – бесценные источники информации, в том числе при реставрации интерьеров Александровского дворца, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Георгий Крескентьевич Лукомский (
1884—1952) – график, акварелист, историк архитектуры, председатель Художественно-исторической комиссии в Царском Селе, созданной для преобразования бывшей императорской резиденции в музей. Работа, проведенная Комиссией под руководством Лукомского, позволила 9 июня 1918 года открыть для посетителей Екатерининский дворец, 23 июня – парадные залы Александровского дворца и парковые павильоны. Историк искусства Александр Бенуа так писал о деятельности Комиссии: «Все мы были свидетелями того изумительного явления, что наиболее критические моменты русской революции прошли почти без ущерба для исторических и художественных памятников».

В конце 1918-го Лукомский оставил свой пост и отправился в отпуск, из которого уже не вернулся ни в Царское Село, ни в Россию. В ноябре 1918-го он уехал в Киев, организовал и возглавил там художественный музей из частной коллекции Богдана Ханенко (Музей восточного и западного искусства). В 1921–1924 годах жил в Берлине, с 1925-го – в Париже. В 1940-м поселился в Англии, где провел последние годы. В 1920-е сотрудничал с эмигрантскими журналами и советскими изданиями. Писал и иллюстрировал многочисленные книги на русском, украинском, немецком, французском, итальянском и английском языках о памятниках мирового зодчества, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Устраивал выставки русского искусства, в которых принимал активное участие как график и акварелист. Обе обретенные работы будут участвовать во временных выставках, посвященных истории превращения царскосельских дворцов в музеи, и роли Георгия Лукомского в этом историческом процессе.

Отдел по связям с общественностью ГМЗ "Царское Село"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии