ГМЗ «Царское Село» принял подарки из Лондона

8 апреля 2014 года житель Лондона Винсент Джордж Поклевский-Козелл, являющийся представителем известного дворянского рода, передал в дар ГМЗ «Царское Село» 2 придворных костюма: придворное женское платье и парадный мундир камергера начала 20 века.

Платье и мундир прибыли в город Пушкин из Англии, где оказались после революции 1917 года.

После того, как бабушки и мать Винсента умерли, придворная одежда стала его собственностью. Несколько позже костюмы были переданы в музей в поместье Лутон Ху и располагались в «русских комнатах», которые появились здесь благодаря графине Анастасии Михайловне де Торби. По отцу она являлась правнучкой императора Николая I, а по матери – правнучкой Александра Пушкина. В 1990-х музей в Лутон Ху перестал функционировать, предметы из его коллекций были распроданы или возвращены их собственникам.

ГМЗ Царское Село, коллекция, пополнение, город Пушкин, Александровский дворец

Подаренное платье сшито из пунцового бархата. У него круглый широкий вырез и откидные рукава. Платье принадлежало матери господина Поклевского-Козелла – Зое, урожденной де Стёкль. Когда ей было 18–19 лет, она стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны.

Лиф и трен (шлейф) выполнены из бархата, юбка кремового цвета - из атласа. Платье украшено вышивкой. На пояс корсажной ленты нанесен логотип модного дома знаменитого кутюрье Чарльза Фредерика Ворта: «Ch. Worth». В свое время этот модный дом одевал трех русских императриц – Марию Александровну, Марию Федоровну и Александру Федоровну.

Любопытно, что характер костюмов, которые могли носить дамы того или иного статуса, опеределялись специальным указом. Подписан он был Николаем I в 1834 году. Указ определял цвет платья, узор и длину шлейфа. Чем выше был статус придворной дамы, тем длиннее шлейф имело ее платье. Такой тип парадного женского платья сохранился до 1917 года, немного изменяясь в деталях.

Кокошник к придворному платью фрейлины. В России каждый придворный чин имел присвоенный его званию мундир. Покрой, цвет и отделка такого костюма определялись правительственными указами. «Мундир означает место служения, а также степень звания и должности», – гласил первый параграф указа 1834 года.

ГМЗ Царское Село, коллекция, пополнение, город Пушкин, Александровский дворец

Что же касается парадного мундира камергера, то он датируется 1890–1900-ми годами. Мундир изготовлен из черного сукна с золотым шитьем. Хоть дизайн таких вещей и определялся указом, среди них можно было найти действительно уникальную, сделанную в малом количестве одежду. Таким является и этот мундир.

Слово «камергер» появилось в России при Петре I, заменив прежнее название хозяйственной должности комнатного стольника или спальника. В царствование Екатерины II при присвоении чина камергеру вручался золотой ключ, украшенный бриллиантами и символизировавший право входить в императорские покои. Его носили на золотом шнурке, а позже – на голубой нагрудной ленте. В эпоху Александра I звание приобрело характер почетного пожалования и присваивалось по усмотрению императора.

17 мая 2014 года, во время общегородской акции «Ночь музеев», подаренные костюмы можно будет посмотреть в Александровском дворце города Пушкин.

По материалам ГМЗ "Царское Село"