История Православной Церкви последних 15-ти лет насыщена важными и драматическими событиями, многие из которых продолжают оказывать мощное влияние и на нынешнее состояние Православной Церкви. Можно сказать, этот небольшой исторический период времени определил как судьбу Православия в нашей стране на переломе веков и на последующие десятилетия, так и выявил основные тенденции развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений.

Прежде всего это – начало эпохи религиозной свободы, которая коренным образом изменила отношения Церкви и государства, сложившиеся за 70 лет господства атеистического режима. Она привела к резкому росту религиозности воспитанного в безверии народа, положила начало возрождению Православной Церкви, Ее просветительских, образовательных, благотворительных, информационных структур уже в новых общественных отношениях, в ином, перестроечном государстве.

Внешние общественно-политические явления (демократизация, гласность, “обновление всех сторон жизни”) оказали большое как положительное, так и отрицательное влияние на возрожденческие церковные процессы. Больше на официальном сайте православной церкви

Церковь св. мученицы Царицы Александры

1910–1914 (совр. адрес: угол ул. Партизанской и ул. Трилиссера (угол ул. Большой Блиновской и ул. 3-й Иерусалимской)). Каменная трехпрестольная церковь в нагорной части Иркутска была первоначально заложена в 1896 на капитал, завещанный потомственной почетной гражданкой Иркутска А. Н. Портновой, но строительство остановилось на несколько лет. Иркутский архиепископ Тихон 20 июня 1910 повторно на том же месте освятил основание церкви, но по новому плану.

Проект был составлен гражданским инженером А. С. Покровским, впоследствии епархиальным архитектором. Главный престол освятил 23 марта 1914 иркутский епископ Серафим в присутствии генерал-губернатора Л. М. Князева и других высокопоставленных гостей. Южный придел освятили 8 июня 1914 во имя св.мученика Никанора, северный престол был посвящен св. Василию Великому. Церковь возвели в неорусском стиле. Двухсветный четвериковый храм завершался пятью главами: крупной центральной и четырьмя небольшими над углами четверика. Ярусная стройная колокольня по высоте превосходила храм и была увенчана шатром, силуэт которого подчеркивало вычурное венчание.

Длина всего здания была 18 саженей, ширина — 12, высота колокольни — 20, а средней части 12 саженей с куполами. Фасады были очень нарядным — с обилием элементов, свойственных древнерусской архитектуре XVII: кокошники, ширинки, перехваченные поясками колонки, сухарики. Общий характер декора с традиционным акцентом углов, проемов и карнизов, свидетельствует о внимании автора к творческим принципам древних мастеров.