ГМЗ «Царское Село» обвиняют в незаконных поборах

Скандалом завершился культурный форум в Петербурге. Гиды-переводчики обвиняют все основные музеи северной столицы в поборах. Сейчас они готовятся организовать акцию протеста против ежегодной, как они уверяют, незаконной аккредитации, которую устраивают крупнейшие музеи.

Деляги и лабухи - это гиды-переводчики, и они открыто выступили против петербургских музеев, которые, якобы, собирают с гидов дань. Ежегодно за продление вот таких музейных удостоверений нужно заплатить. В каждом музее цена своя. По документам это вроде как повышение квалификации, но по факту без такой корочки целый год в музей гида пускать не будут. До 2006-го эти деньги вообще мешками носили.

Татьяна Тюленева, председатель Ассоциации гидов-переводчиков Санкт-Петербурга:

«Мешки денег из ассоциации переносились в соответствующий музей. Наша руководительница говорила о том, что она боится в очередной раз пересекать город и ехать, особенно в Пушкин, Петергоф, чтобы заплатить за продление вот этих лицензий».

В музеях обвинения не признают. Ежегодные обязательные платные лекции объясняют заботой о туристах. По-другому вложить в экскурсоводов матчасть нельзя.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское село»:

«Когда к нам приходят люди с улицы, даже, может быть, с какими-то регалиями, утверждающие, что они прекрасно знают материал. Могу вам сказать как практик: ситуация в музеях меняется, если не ежегодно, то ежемесячно».

Екатерининский дворец, город Пушкин

Александр Беланин, гид-переводчик:

«Я считаю, что это именно коррупция. Когда в музее передвигают две табуретки или две вазы, меняют их местами, ничего в экспозиции не меняется. Экспозиции всех музеев были созданы при царях. И если там появляется какой-то плакат «Навстречу съезду», это не касается нас».

Сейчас тех, кто готов каждый день показывать интуристам Петербург, все меньше, говорят в ассоциации. Кому захочется столько денег отдавать просто так. В один только Эрмитаж входное удостоверение для гида-переводчика стоит 25 тысяч рублей, потом еще каждый год за 3 тысячи продлевать. В Исаакий продление 3800, там, правда, сразу на 2 года. А всего музеев, выдающих платные корочки, 9.

Елена Кутная, гид-переводчик:

«Ты должна приготовить каждый год 15-17 тысяч, человек профессиональный, человек с опытом. Заплатить зимой такую сумму, чтобы следующий сезон работать».

То, что гидов к экскурсиям нужно готовить, признают все. В Смольном конфликт пытались разрешить, но крупнейшие музеи Петербурга - федеральные, заставить их проводить те же лекции, например, раз в 5 лет нельзя.

Ольга Галкина, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

«Они почему-то не хотят искать компромисс, они считают, что правда на их стороне. Хотя, я считаю, что эта правда несколько искажена. Не нести они не могут, иначе они потеряют работу. Нести - это неправильно».

Василий Панкратов, председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга:

«Каждый музей прежде, чем пустить к себе человека, должен его как-то просветить. И он должен быть уверен, что тот человек, который придет к нему в музей, знает, что сказать. Безусловно, это нужно и правомочно. Другое дело, что сама система может быть подвергнута какому-то изменению».

Это противостояние назвали конфликтом интересов. С одной стороны - переводчики на музеях зарабатывают, с другой - с гидами музеи получают тысячи посетителей-иностранцев, для которых - самые дорогие билеты.

Не стал директор Эрмитажа говорить и о том, что 3 тысячи гидов «за» продление так называемой лицензии каждый год приносят Эрмитажу 9 миллионов рублей.