В честь столетия музея-заповедника "Царское Село" проводится конкурс

В 2018 году музей-заповедник «Царское Село» отмечает свой столетний юбилей. В честь этой памятной даты стартовал конкурс «Царское Село. Три истории». Он посвящен историям, произошедшим в бывшей летней императорской резиденции. Или историям, которые могли бы там произойти. Одна из них произошла в XVIII веке, другая случилась в XX веке, а третья – три года назад.

Принять участие в конкурсе может любой желающий. Возраст, профессия, пол не имеют значения.

Для участия нужно написать стихотворение или создать комикс на один из трех предложенных сюжетов.

Авторы лучших произведений получат ценные призы: янтарный, выполненный реставраторами Царскосельской янтарной мастерской; романтический ужин на двоих в ресторане «Адмиралтейство» в Екатерининском парке; подарочный альбом от торгового дома «Медный всадник».
Работы можно присылать по адресу:  
vysotskaya.kat@yandex.ruс пометкой «Три истории» до 15 декабря 2018 года.
Награждение лауреатов будет проходить в конце декабря в Екатерининском дворце.
Сюжеты такие:

1. Екатерининский парк. Розовое поле
Сохранилась легенда о болезненной любви Екатерины II к порядку. Недалеко от Большого пруда, рядом с Рамповой аллеей, находилось так называемое Розовое поле – обширный зеленый луг, обрамленный роскошными кустами роз. Как-то прогуливаясь по парку, императрица обратила внимание на великолепную белую розу и решила подарить ее своему любимому внуку Александру. Но было уже поздно, и, чтобы за ночь розу не срезали, она приказала выставить у куста часового. Наутро же забыла о своем вчерашнем намерении. А часовой стоял. Затем его сменяли другие гвардейцы. Не зная о планах императрицы, командир караула на всякий случай учредил у розового куста постоянный караульный пост. По легенде, этот пост просуществовал до воцарения императора Николая I, который и отменил его за ненадобностью.

2. Эхо, которое вернулось. Большой зал Екатерининского дворца
Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора  Франческо Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. В тот период истории на российском троне царствовали императрицы. Говорить зычным голосом они не могли. И Растрелли, учитывая это, «сконструировал» акустику Большого зала Большого Царскосельского дворца так, что императрица на троне произносила слова негромко, но ее прекрасно слышали все. Экскурсоводы в довоенное время любили производить на посетителей эффект, демонстрируя в определенных зонах 32-кратное эхо (один хлопок в ладоши отражался от стен 32 раза). А потом произошло то, что произошло:  война, увечья дворца, обрушение кровли в Большом зале. Разумеется, при реставрации мастера все делали безупречно. Зал предстал в 1980 году в былом великолепии, но эхо пропало.  «Ждите – вернется», – успокаивали друг друга музейные сотрудники. А спустя десять лет кто-то из смотрителей случайно уронил связку ключей в «нужном» месте. И в этот момент стало ясно, что эхо вернулось.
А секрет объясняется так. Итальянским мастерам были известны древнеримские акустические технологии, когда в стены амфитеатров при строительстве в специальные ниши закладывались глиняные горшки, служившие в дальнейшем резонаторами звука. Скульптурная и орнаментальная резьба Большого зала по эскизам Растрелли – преимущественно цельная, но в спинах многих фигур (амуров и нимф, словно парящих над окнами) сзади – небольшие выемки. Резчики-реставраторы воспроизвели все в точности, как у Растрелли. Но уцелевшие фрагменты декора  (которые отсырели, обветшали и были поражены короедом) им пришлось дезинфицировать, и при этом фрагменты насквозь пропитались влагой. И потребовалось 10 лет для того, чтобы дерево окончательно просохло и вернуло прежнее эхо.

3. Лось ушел. Вернуться не обещал
В воскресенье, 26 июля 2015 года, в Екатерининский парк музея-заповедника «Царское Село» забрел лось. Скорее всего, он проник в бывшую императорскую резиденцию там, где естественным барьером служит не ограда, а пруды (около павильона «Китайская беседка»). Было принято решение закрыть вход в парк, чтобы обезопасить посетителей от дикого животного.
Молодой лось, весьма симпатичный, полюбовался фонтаном «Девушка с кувшином», искупался в Большом пруду, вышел возле павильона «Адмиралтейство». Затем прогулялся по парку, напился воды из Рыбного канала.
Тем временем сотрудники службы безопасности музея решали вопрос – как деликатно отправить его в естественную среду обитания. Представители конного комплекса музея попробовали курсировать рядом на лошади в надежде на то, что нежданный гость пойдет следом за «родственной душой». Но на лошадь дикое животное не отреагировало.
Специалисты посоветовали дождаться ночи, когда все стихнет и лось сам захочет вернуться обратно. Животное улеглось спать  у подножия Трифоновой горы, недалеко от Кадетских ворот, отдохнуло. А затем лось около пяти утра, действительно, ушел домой – в лес. Путь выбрал тот же – водный.