В Государственном музее-заповеднике «Павловск» работает познавательная программа «Павловские встречи». Автор и ведущая – ученый секретарь музея Людмила Коваль, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России.
Цикл лекций «Талантом их вознесся Павловск». Архитекторы – создатели дворцово-паркового ансамбля Павловска.
22 октября – «Он дух античности и жизнь вдохнул в леса и берега Славянки». Чарльз Камерон – первый архитектор Павловска.
29 октября – «Он императорского Рима торжество принес в лирические кущи». Винченцо Бренна – создатель императорского Павловска.
12 ноября – «Три мастера преображения». Д. Кваренги, А.Н. Воронихин и Ф. Тома де Томон и их вклад в развитие Павловска.
19 ноября – «Два гения, прирученные Павловском». К.И. Росси и П. ди Готтардо Гонзага – блистательное завершение архитектурно-паркового ансамбля.
Первый цикл лекций, которые состоятся 22 и 29 октября, 12 и 19 ноября, посвящен творчеству выдающихся архитекторов, которые, будучи приглашены для создания новой летней резиденции великого князя Павла Петровича, а затем и императора Павла I, сумели распознать будущее очарование Павловска в царских охотничьих угодьях. Извилистые берега Славянки вдохновили приглашенного Екатериной II Чарльза Камерона на создание пейзажного парка со сменяющими друг друга картинами природы. Поклонник знаменитого архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио, Камерон, впервые в России, использовал приемы Палладио: зал ротонду в центре дворцовой композиции, объединив два этажа и разместил вокруг ротонды симметрично расположенные залы на пересечении осей. Он впервые объединил здание дворца с окружающим парком, соединив их главной осью. Если в планировке помещений он использовал простые геометрические формы, то в отделке применял известные античные мотивы: пальметты, ионики, бусы и акант.
Шедеврами Камерона стали два парковых сооружения – Колоннада Аполлона и Храм Дружбы, ставшие доминантами в Долине реки Славянки.
Винценцо Бренна, приглашенный цесаревичем Павлом Петровичем, являясь больше декоратором, чем архитектором, сумел продолжить работы, начатые Камероном, привнеся в декоративную отделку больше ярких цветовых пятен и свето-теневых эффектов в скульптурном декоре. Расширяя дворец для императорской резиденции, он не нарушил основных архитектурных акцентов Камерона, но в отделку фасадов вновь построенных корпусов он включил объемные изображения военных арматур, а линию крыши подчеркнув округлыми резными деревянными вазам. Надстроенный второй этаж над открытыми камероновскими галереями он оформил лоджиями с легкими арками деревянного трельяжа. В пейзажные картины Павловского парка он мастерски вписал террасы и лестницы, украшенные скульптурой, придав торжественность придворцовому району.
Подобно Камерону он продолжил сентиментально-пасторальные мотивы, столь любимые в XVIII веке. Наряду с камероновской Молочней, истинным украшением парка является Пиль-башня.
Небольшой, но яркий след в Павловске оставил Джакомо Кваренги, приежавший в Россию, как и Камерон, по приглашению Екатерины II, а в конце XVIII века приближенный к Павлу I.
Особое место среди архитекторов Павловска занимает Андрей Никифорович Воронихин, который был привлечен к работам в Павловске после пожара дворца в 1803 году. Талантливый русский архитектор и декоратор, он не только сумел возродить дворец Камерона и Бренны, но и привнес новые детали отделки и обстановки, которые способствовали обогащению художественного облика дворца. В парке появился любимый императрицей Марией Федоровной Розовый павильон.
Воронихин привел в Павловск Тома де Томона, создателя Мавзолея Супругу-благодетелю.
Именно с Павловском связано становление архитектора Карла Росси. Начав свою деятельность помощником Бренны, Росси стал крупнейшим мастером классицизма. Одной из первых его работ стала императорская библиотека в Павловске, получившая позднее имя своего создателя – Библиотека Росси. Галерея, расположенная под Библиотекой Росси, тоже известна по имени художника и декоратора Гонзаги. Пьетро Гонзага, итальянский театральный декоратор, не только расписал знаменитую галерею, но и стал в Павловске настоящим мастером русского пейзажа. Им созданы лучшие пейзажные районы парка, в особенности Парадное поле.
Об этих выдающихся мастерах конца XVIII-начала XIX века, их творческом пути и их созданиям в Павловске, самом гармоничном ансамбле этого времени, вы узнаете из цикла лекций «Павловские встречи».