На выставке, посвященной 100- летию «Черного квадрата» Малевича, в Севастопольским художественном музее  им. М.П. Крошицкого были представлены, в том числе, известные московские художники абстракционисты -   Элий Белютин, Марлен Шпиндлер и Павел Лахтунов. Имя Павла Лахтунова здесь не случайно. Художник, математик, искусствовед он много сил отдал  изучению тайн эстетики супрематизма Малевича. Применив методы математического моделирования,  он открыл многие впечатляющие зависимости, на которых зиждется эта красота.  Интуитивный «математический расчет» всегда был присущ  прекрасным произведениям во всей истории искусств, и искусствоведы с изумлением  обнаруживают в них  «исчисленные» эталоны красоты. Работы Малевича -  не исключение, и это убедительно доказывают исследования Лахтунова. Интересно заметить, что сам он, как  художник,  шел  в обратном направлении. Будучи художником - математиком, он способен был оценить красоту математических формул и сумел её визуализировать  в графике. Поэтому  его абстрактная графика  - не сухие схемы, а полные внутреннего движения и духовного напряжения лирические произведения искусства. В живописи он пытается уйти в чистый лиризм,  и  это ему почти удается. Его живопись близка к импрессионизму  свободным и гармоничным сочетанием пятен цвета, в светлой жизнерадостной палитре, и отражает она не придуманное, а видимое повседневно. Но приглядевшись, замечаешь известную геометризацию пятен, заостряющую их завораживающий  ритм.     Вся эта многосторонняя художественная и исследовательская деятельность дополнялась активной организационно-выставочной и преподавательской. Он даже был председателем секции графики на Малой Грузинской. Но Господь подверг его суровым испытаниям, как  некогда Иова.  Он не ропщет, однако работать с прежней активностью уже не может. Выставки стали редкостью. Тем интереснее встретиться с творчеством  этой замечательной личностью на уникальных  показах его работ.

 Николай Благодатов,  член секции критики и искусствоведения СХ РФ, член Ассоциации искусствоведов, член Санкт-Петербургский Академии современного искусства.

Лахтунов Павел Павлович

Родился 10 января 1949г. в Москве (в семье юристов).

1966 – 1972 – учился в Московском полиграфическом институте на факультетеХТОПП(Художественно-техническое оформление печатной продукции).

Впервые на факультете защищал теоретический диплом по вопросу возможности говорить на языке теории информации по проблеме формы в изобразительном искусстве (руководитель Ефим Борисович Адамов). Уже в студенческие годы читал младшим курсам лекции по технологии полиграфии, вёл курсовые работы.

1976 – 1978 – старший художественный редактор издательства АПН (Агентство Печать «Новости»).

1980-е гг.– художник в журнале «Знание-сила». Внештатный художник в различных издательствах, в т.ч. в ежемесячном журнале по делам издательства, полиграфии и книжной торговли «В мире книг» (совместно с В.Ф. Лактионовым).

1986 – 1987 – экспериментальный курс рисования в физико-математической школе МИФИ (Московского инженерно-физического института) – нулевой уровень рисования по принципу синтеза зрительной и двигательной активности, соответствующий примитивному курсу во ВХУТЕМАСе версии школы Матюшина и Иттена в Баухаузе, позднее Кольченко в Севастополе.

1987 – вёл курс станковой графики на Промграфике в Московском художественно-промышленном институте им.С.Г.Строганова.

1988 – 1991 – главный художник АН СССР.

С 1986 – Председатель секции станковой графики на Малой Грузинской 28, которая в 1990 г. стала Международной федерацией художников  ЮНЕСКО. Вместе с Э.Н. Дробицким открывает Крымское отделение IFA (Международной федерации).

2002– лауреат 2002 года журнала «Знание - Сила» за организацию семинара, на который собирает философов, математиков, художников, физиков, чтобы соединить науку с искусством; за статью «Увидеть новую реальность?!» (Знание-Сила. №9 – 2002 – С.54-55).

С 2003– Член Творческого Союза Художников и Искусствоведов «Академия Абстракционизма».